Подготовка к посещению ЛОР-врача

Как психологически подготовить ребенка к посещению ЛОР-врача в детском медицинском центре «Вирилис»?

Эффективность лечения ЛОР-заболеваний во многом зависит от сотрудничества ребенка с врачом и спокойного поведения во время осмотра и проведения процедур.
Опытные врачи медицинского цента «Вирилис» хорошо умеют ладить с детьми, превращая прием в веселую познавательную игру:  ребенок может покататься вверх и вниз на смотровом кресле, ловить солнечных зайчиков от зеркал и осветителей, превратиться в космонавта и слушать «звуки  космоса» в наушниках при исследовании слуха.
Не меньшую роль играет предварительная психологическая подготовка перед визитом. В ваших силах с помощью слов и своего эмоционального состояния создать у ребенка уверенность в безопасности и полезности для здоровья визита к отоларингологу. Полезно вызывать у него интерес к новой взрослой профессии, к познанию строения своего тела.
 

Что сделать перед визитом к врачу?

1. Расскажите  спокойным и будничным тоном, что вам вместе предстоит сходить к врачу, который осмотрит ушки, горло и носик, и расскажет каково их состояние, и нужно ли сделать что-то для улучшения здоровья.
 
2.  Поиграйте с ребенком в игру «Кукла (плюшевый мишка) на приеме у доктора». Осмотрите игрушку, загляните в ушки, носик, ротик. Расскажите игрушке, что она здорова, похвалите и наградите конфетой, фруктом или значком «за храбрость».  Расскажите другим, как доктор осмотрел  игрушку, и какой она была храброй.
 
3. Если у ребенка есть вопросы, на которые вы не можете дать ответа, запишите вместе с ребенком на лист бумаги, чтобы вместе задать доктору на приеме.
 
4. Если предстоит сложная и неприятная процедура, в общих словах честно предупредите о ней ребенка, избегая сочувствия и жалости. Не используйте слова «боль» - замените его на «неприятные ощущения». Скажите ребенку, что вы все время будете вместе и будете поддерживать его. А после процедуры ребенок получит «награду за храбрость», и вы расскажете бабушке, дедушке, щенку или котенку (или всем сразу), каким молодцом был ребенок на приеме и вел себя как настоящий взрослый.
 
5. Используйте игровые сказочные образы для подготовки к визиту. Например, перед процедурой «Кукушка» можно поиграть в «Уставшую Собачку»: «Жила-была веселая собачка, маленький щенок, которого звали (имя ребенка). Щеночек бегал-бегал, веселился-веселился, да так устал, что запыхался совсем. Даже язык на бок высунул (показываем высунутый длинный язык). И тут ему на мордочку села бабочка, да закрыла нос. Щеночек начал тяжело дышать (вдох-выдох, вдох-выдох) полной грудью. Отдышался щеночек, да и снова принялся весело играть. А бабочка вспорхнула и улетела».
После посещения ЛОР-врача для создания позитивного впечатления ребенку дается «награда за храбрость». Также можно посетить кабинет физиотерапии, где в слегка загадочной атмосфере с приглушенным светом внимание ребенка легко переключится на рисунки на стенах, волшебный вращающийся зеркальный шар.


Ошибки при подготовке визита к врачу

Помните, что до определенного возраста дети воспринимают все, что вы говорите, без какой либо критики – как абсолютную истину. Вашими словами они описывают и оценивают для себя весь окружающий мир. Очень важно не допускать ошибок, говоря о врачах и медицине, чтобы не закрепить у ребенка страхи и негативное отношение.
 

Рассмотрим наиболее распространенные фразы-ошибки в диалогах с детьми до и после приема у врача:

1. «Я и сама (сам) боюсь…»  Такую фразу родители произносят до приема у врача, думая, что разделяя страхи ребенка, они облегчат его переживания. На самом деле все происходит ровно наоборот: ребенок, в большинстве случаев, безусловно, доверяет родителям. Кроме того, между родителями и детьми существует сильная эмоциональная связь: ваши чувства тут же передаются ребенку. Если вы беспокоитесь и боитесь, точно такие же переживания возникнут и у ребенка.
Как правильно?  Даже если вы действительно боитесь врачей, или сильно переживаете за своего ребенка, перед приемом у врача вы должны проявлять то эмоциональное состояние, которое вы хотите передать ребенку: уверенность и спокойствие.  Объясните ребенку, что врач хорошо знает, что и как делать, чтобы помочь ребенку или убедиться, что он здоров. Скажите и покажите своим видом, что вы  уверены во враче и клинике. Перенесите акцент внимания не на процедуру, а на получение новой интересной информации об окружающем мире.
 
2. «Будет больно, но ты терпи…» Желание подготовить ребенка к неприятным ощущениям возымеет противоположный эффект:  ребенок заранее будет волноваться, ожидать боль и, возможно, действительно почувствует ее, даже в тех случаях, когда и не должен был бы. На самом деле вы не можете знать, будет ли ребенку больно во время процедуры: возникновение боли зависит от очень многих факторов, в том числе и от психологического настроя.
Как правильно? Не вдавайтесь в подробности при рассказе о неприятных ощущениях. Не обещайте, что процедура безболезненная, если не уверены в этом. Честно скажите, что «процедура может быть неприятной», а «все вопросы о ней мы сможем вместе задать доктору, когда придем на прием».
 
3. «Будет не больно…» Такой способ успокоения ребенка сработает только один раз. Если ребенок испытает во время процедуры боль, его доверие к вам  будет подвергнуто серьезным испытаниям. Кроме того, подсознание человека не воспринимает абстрактную частицу «не». При этом в глубине его подсознания  информация без частицы «не» предстанет в виде «будет больно», что вызовет у ребенка тревогу и напряжение.
Как правильно?  Лучше избегать разговоров о боли и слова «боль». В том числе при разговорах с другими людьми, которые случайно может услышать ребенок.  При необходимости предупредить ребенка скажите, что «может быть неприятно»
 
4. «Тебе ничего не будут делать…» Несоответствие сказанного и реальности вызовет у ребенка недоверие к вам, и создаст тревожно-напряженную обстановку при последующих посещениях врача. 
Как правильно? Расскажите о том, что предстоит в общих словах «доктор спросит, посмотрит, потрогает, измерит…». Еще лучше -  поиграйте в «прием у врача» с куклами или плюшевыми игрушками, чтобы ребенок узнал, что делает врач.
 
5. «Бедняжка, измучили тебя…» Такую фразу мы произносим, чтобы выразить свое сочувствие ребенку, пожалеть его после приема у врача и проведения неприятных процедур. Однако вместо оказания эмоциональной поддержки, такое выражение сочувствия укрепляет у ребенка уверенность в том, что он действительно достоин жалости, что ему было плохо.
Как правильно? Вместо выражения жалости даже после самых неприятных процедур, нужно закрепить позитивные реакции ребенка (даже если на самом деле они едва проявлялись). Необходимо подчеркнуть его сотрудничество с врачом, храбрость, выносливость и терпение: «Да, было неприятно, но ты держалась молодцом! Храбрая девочка (сильный мужчина)! Я горжусь тобой и расскажу обо всем папе – он порадуется за тебя. Думаю,  что твоя храбрость достойна награды…».  
 
6. «Раз ты не слушаешься – пойдем к доктору…» Манипуляция ребенком с помощью страхов – это не метод воспитания, а надежный  способ развития у ребенка устойчивого невротического состояния, связанного с посещением врача.
Если вы считаете, что другие способы воспитания работают плохо или не работают совсем, мы рекомендуем вам получить консультацию у нашего детского психолога, который детально рассмотрит ситуацию и даст лучшие рекомендации.