Разговаривать с малышом и помогать ему поскорее научиться говорить самому надо с самого раннего возраста – уверена Елена Боровкова – психолог-логопед Детского медицинского центра «Мамарада» Группы Компаний «ВИРИЛИС».
- чтобы ребёнок вовремя заговорил, нужно разговаривать с нимс самого раннего возраста. Малышу очень важно слышать речь мамы. Это первый, самый простой способ развития речи ребенка. Когда малышу будет месяцев 4‑5, следует повесить над кроваткой погремушки, чтобы он их рассматривал и трогал, гремел ими. И про погремушки нужно рассказывать: «Смотри, вот красная погремушка! А это жёлтый утенок – кря-кря!» Потом, когда малышу будет уже около годика, это «кья-кья» при виде уточки он сможет произнести сам. Очень полезен массаж пальчиков на руках и на ногах. Есть определённые точки, воздействие на которые развивает речь. Некоторые точки даже связаны с освоением отдельных букв;
- примерно в год дети начинают произносить простые слова, состоящие из одинаковых слогов. В этот период нужно начинать делать логопедический массаж для развития окологубных мышц: массировать
под носиком, в уголках губ, под нижней губой круговыми движениями. Если эти мышцы слабые, ребёнку сложно овладевать речью – это бывает довольно часто; - ближе к двум годам полезно делать артикуляционную гимнастику. Предложите малышу встать перед зеркалом (лучше большим) и поиграть в обезьянку – вволю покривляться. Дети это очень любят, а при этом они изучают себя, своё тело, лицо. Запоминают названия его частей;
- можно играть с ребёнком, обязательно проговаривая и называя предметы, в цветовое лото, в шнуровочку, собирать бусы или колечки, перекладывать крупу или бобы, прицеплять и отцеплять прищепки разных цветов. В этих играх развивается мелкая моторика, а это ключ ко всем психическим процессам, к развитию мозга;
- знакомство с книгой в раннем возрасте прививает уважение к книге и помогает развить мелкую моторику – книжку же нужно листать. Рассматривать страницы лучше вместе, рассказывая о том, что малыш видит на картинках. Полезно просить найти какой-то предмет на иллюстрации – уже в полтора года ребёнок вполне с этим справится. С помощью книги можно осваивать слоги и слова, складывая из первых вторые;
- очень хорошо развивать речь и память с помощью картинок, на которых изображены предметы или животные: добавляя и убирая картинки, меняя их местами. Важно, чтобы слова, их обозначающие, ребенок мог произнести. Вместо картинок можно использовать игрушки. Ещё один способ – мультфильмы, но обязательно добрые, без агрессии. Нужно не просто посадить малыша перед экраном, а рассказывать ему, что происходит. Желательно это делать не раньше, чем года в 2‑3;
- ждать до 3‑4 лет, что потом ребёнок заговорит – большая ошибка. Если в полтора года малыш так и использует только «мама» и «папа» – есть повод для беспокойства. К 2 годам ребёнок должен знать и произносить 15‑20 слов! Если он этого сделать по каким-то причинам не может, это плохо сказывается на его психике: понижается самооценка, возникает внутренний дискомфорт, который проявляется в поведении (капризы,агрессия). Чем раньше родители обратятся к специалистам, пройдут обследование и начнут исправлять ситуацию, тем лучше. Это и лекарства, и массаж, и обязательно индивидуальные занятия с логопедом. Есть особенности развития речи у детей, появившихся на свет в результате кесарева сечения – с ними нужно отдельно заниматься. Причиной задержки речи или внезапного молчания уже говорившего ребенка может стать травма головы. Сотрясения мозга нужно обязательно лечить. Отдельного внимания заслуживают психологические причины задержки речи. Это стрессы, которые не выдерживает нервная система малыша: проблемы в садике или развивающей группе, в семье, или страхи – в 2 года дети начинают видеть сны и могут пугаться того, что им снится. Необходимо сначала устранить причину стресса с помощью психолога, а затем уже заниматься развитием речи ребёнка с логопедом. Этот процесс может быть продолжительным, но обычно завершается успехом. Внимательное и доброжелательное отношение – важнейшая база успешного развития.