Акустическая импедансометрия – это комплекс диагностических процедур, которые проводятся для оценки состояния среднего уха, отвечающего за передачу звуковых колебаний воздуха звуковому анализатору.
Основываясь на акустической стимуляции, импедансометрия среднего уха позволяет объективно оценить состояние и подвижность барабанной перепонки, слуховых косточек и Евстахиевой трубы, давление в среднем ухе, чтобы определить, есть ли в среднем ухе жидкость или рубцы. Анатомия и физиология обеспечивают защиту ушей при воздействии сильных звуков: при превышении определенного давления на барабанную перепонку, ее мышцы напрягаются, разрывается связь цепи слуховых косточек и барабанной перепонки, в результате чего чувствительные слуховые волосковые клетки защищаются от повреждения сильными акустическими колебаниями.
Импедансометрия позволяет безопасно оценивать слуховой порог акустического рефлекса, включая порог дискомфорта, для дифференциации заболеваний среднего и внутреннего уха: отита, тубоотита, отосклероза, заболевания, подтверждающего или опровергающего слуховой нерв. Вторичной целью этого теста является оценка акустических рефлекторных путей, которые включают черепные 7-ю и 8-ю пару черепных нервов и слуховые отделы головного мозга.
В каких случаях рекомендуется исследование?
Импедансометрическая аудиометрия назначается при заболеваниях аденоидов, патологиях барабанной перепонки и евстахиевых труб, заболеваниях среднего уха, потере слуха, оценке состояния после отита. Акустический импеданс применяется не только для диагностики заболеваний ушей и патологий слуха, но и для подбора слухового аппарата, кохлеарной имплантации. В этих случаях осмотр состояния среднего уха сочетается с тональной аудиометрией. Используется импедансометрия и в качестве контрольного обследования при лечении миастении и паралича лица.
При каких заболеваниях назначается исследование?
Исследование проводится для выявления следующих патологий периферических или центральных отделов слухового анализатора:
- Жидкость в среднем ухе
- Перфорация барабанной перепонки
- Тимпаносклероз
- Гиперподвижность барабанной перепонки
- Дисфункция Евстахиевой трубы
- Слипчатый тубоотит
- Отосклероз
- Повреждения слуховых косточек
- Акустическая неврома или другое расстройство 7-й пары черепных нервов
- Расстройство 8-й пары черепных нервов
- Потеря слуха
- Некоторые расстройства ствола мозга
Как проводится процедура?
Исследование слухового рефлекса производится с помощью воздействия да уши звуком через наушники или трубки. Звуковой стимул на ухо воздействует на барабанную перепонку, проходит через среднее ухо и достигает улитки. Из нее информация об интенсивности и частоте звука передается в ствол головного мозга через восьмую пару черепных нервов. При достаточной интенсивности возникает рефлекторный ответ: импульс проходит через седьмую пару черепных нервов к мышцам среднего уха и вызывает повышение их тонуса. Начальная интенсивность звукового стимула составляет по 85 дБ на одно ухо. Если рефлекторного ответа не наблюдается, уровень громкости постепенно увеличивается по 10дБ до достижения рефлекторного ответа. Пороговые значения акустического рефлекса обычно определяются в ответ на звуковые стимулы частотой 500, 1000, 2000 и 4000 Гц. Для целей скрининга или для общей проверки целостности пути обычно проводят тест на частоте 1000 Гц.
Как расшифровываются результаты?
Диапазон акустических рефлексов у детей с нормальным слухом лежит в среднем диапазоне уровня звукового давления 70-100 децибел. Чем больше потеря слуха, тем выше порог акустического рефлекса для кондуктивной (связанной с механической передачей звуковой волны в среднем ухе) потери слуха. Для нейросенсорной тугоухости пороги акустического рефлекса могут быть в пределах нормального диапазона, особенно для слабой и умеренной тугоухости.
Повышенные или отсутствующие пороги акустического рефлекса (> 100 дБ) для любой частоты звука могут указывать на нейросенсорную или кондуктивную потерю слуха, патологию лицевого нерва или расстройство среднего уха. Рефлексы обычно отсутствуют или не могут быть зарегистрированы, если у пациента есть нарушения целостности барабанной перепонки или блокада наружного слухового канала (серой).
Как подготовить ребенка к исследованию?
Чтобы ребенок не испугался во время исследования, ребенку можно заранее показать, используя куклу, как будет проходить исследование. Это может помочь ребенку подготовиться к громким шумам.