Дискалькулия — это проблема ребенка с математикой — специфическое нарушение возможности обучения ей. Дети и подростки с дискалькулией часто испытывают трудности с пониманием чисел, имеют проблемы с возможностью производить математические вычисления и изучением теории математики. Дискалькулия является следствием неврологических нарушений в работе нейросистем головного мозга.
Что такое дискалькулия?
Дискалькулию можно определить как состояние, влияющее на способность приобретать арифметические навыки. Учащиеся с дискалькулией могут испытывать трудности с пониманием простых числовых концепций, у них может отсутствовать интуитивное понимания чисел и возникать проблемы с изучением фактов и процедур, связанных с числами. Даже если они дают правильный ответ или используют правильный метод, они делают это механически и без уверенности.
Как проявляется дискалькулия?
К признакам специфического нарушения обучаемости математике относятся:
- Незнание, какая из двух цифр больше, т. е. непонимание величины и соотношения чисел
- Отсутствие эффективных стратегий подсчета
- Плохое умение распознавать числа
- Невозможность мысленно складывать простые однозначные числа
- Ограничения по объему оперативной памяти
Серьезность математических нарушений различается в зависимости от человека. Хотя можно утверждать, что многие из определяющих особенностей конкретного расстройства обучения математике также можно увидеть у детей, которые плохо успевают по другим предметам, именно степень этих трудностей и сопротивление лечебному вмешательству отличают детей с дискалькулией от других с другими трудностями в обучении.
При выявлении конкретного расстройства обучения с нарушениями в математике обычно присутствуют недостатки в одной или обоих следующих ключевых академических областях:
- Трудности с осмыслением чисел, числовыми фактами или расчетами (например, ребенок плохо понимает числа, их величину и отношения; считает на пальцах, чтобы складывать однозначные числа вместо того, чтобы делать это в уме, как это делают сверстники; теряется в арифметике вычисление и может переключать процедуры).
- Трудности с математическим мышлением (например, испытывает серьезные трудности с применением математических концепций, фактов или процедур для решения количественных задач).
Простая низкая успеваемость по математике не обязательно означает, что у учащегося есть определенное нарушение обучения в этой области. Есть ряд причин, по которым ребенку может быть сложнее развить свои навыки счета, например:
- тревога, связанная с математикой;
- выученная беспомощность, приводящая к снижению уровня практики;
- менее эффективные методы обучения математике;
- проблемы с памятью;
- общие нарушения речи и чтения, которые затрудняют извлечение необходимой информации из письменных вопросов, а также трудности с организацией и планированием.
Многие дети, у которых проблемы с математикой появились по одной из этих причин, часто быстро реагируют на целевую и более интенсивную поддержку для коррекции дефекта в обучении.
Если вовремя не усвоить основные математические положения, подростки и взрослые с дискалькулией могут столкнуться с трудностями в использовании математики в обучении, работе и повседневной жизни. Дополнительные расстройства понимания речи могут существенно затруднить усвоение математической лексики. Без четкого понимания терминологии трудно опираться на математические знания.
Успешное решение более сложных математических задач требует умения выполнять многоэтапные процедуры. Людям с нарушениями обучения может быть трудно визуализировать закономерности, различные части математической задачи или определить важную информацию, необходимую для решения уравнений и более сложных задач.
Дискалькулия обычно диагностируется психологом, когда он исследует когнитивные способности ребенка из-за возникших трудностей в обучении. Для диагностики психологи используют серию тестов, чтобы определить, есть ли у ребенка дискалькулия. Оценка показывает, как человек понимает и использует числа и математические концепции для решения сложных, а также повседневных задач. Оценка сравнивает ожидаемый уровень успеваемости человека (на основе его образовательного опыта и уровня проведенной коррекции) и его текущий уровень навыков и понимания, отмечая при этом конкретные сильные и слабые стороны.
Прежде чем можно будет поставить диагноз конкретного расстройства обучения математике — дискалькулии, важно, чтобы оцениваемый ребенок прошел не менее шести месяцев психолого-педагогических вмешательств, направленных на улучшение математических навыков.
Также до постановки диагноза дискалькулии у ребенка должно быть проверено зрение, слух и умение понимать и владеть речью.
Какие меры поддержки можно использовать для детей с дискалькулией?
Школьники с дискалькулией могут улучшить свои математические навыки, используя ясные и структурированные инструкций в отношении работы с числами. Учащимся с дискалькулией, как правило, потребуется множество возможностей для отработки математических навыков, поэтому им может быть полезно работать индивидуально с репетиторами по математике или брать дополнительные занятия в школе.
Признание сильных и слабых сторон учащегося — это первый шаг к получению помощи. После идентификации проблемы родители, учителя и другие преподаватели могут работать вместе, чтобы разработать стратегии, которые помогут учащимся более эффективно изучать математику.
Некоторые стратегии поддержки людей с дискалькулией могут включать:
- Понятные и четкие инструкции по эффективным методам подсчета и вычислений
- Разрешение использование калькулятор, когда подсчеты в уме не являются целью урока
- Использование диаграмм числовых фактов и таблиц умножения для помощи в запоминании
- Использование миллиметровой бумаги, чтобы помочь писать аккуратно
- Сосредоточьтесь на обучении нескольким математическим фактам за раз и убедитесь в овладении ими, прежде чем продвигаться далее по программе обучения
- Выделите дополнительное время для выполнения математических заданий или сократите количество вопросов, которые ученики должны заполнить в классе.
- Играйте в игры, укрепляющие математическую концепцию.
- Делайте числа более дружелюбными (например, 500–27 = для учащихся с дискалькулией может быть сложно из-за необходимости работать над разрядами. Поощряйте их вычитать единицу из каждого числа, чтобы упростить расчет: 499–26 =)