Дизартрия — это термин, используемый для описания нарушений речи, вызванных нервно-мышечными нарушениями. Людям с дизартрией трудно контролировать и координировать скорость, диапазон, силу и продолжительность мышечных движений, необходимых для речи, таких как движения губ и языка. В результате их речь может быть «скомканной» и трудной для понимания.
Речь является наиболее ценной формой человеческой коммуникации, позволяя воспринимать, понимать и оперировать идеями и понятиями. Трудности в коммуникации из-за речевых нарушений приводят к более низкому качеству жизни у детей с нарушениями речи. Кроме того, у детей с серьезными нарушениями речи и моторики, возникшими в результате врожденных патологий или приобретенных в раннем младенчестве, формируются своеобразные шаблоны коммуникативного развития. Такие дети, страдая от речевых и коммуникационных расстройств, подвержены риску неуспеваемости, социальной изоляции и последующей безработицы. Такие проблемы не только имеют очевидные последствия для отдельных детей и их семей, но также отражаются на общей социально-экономической ситуации для общества.
Каковы симптомы дизартрии?
Затруднения, влияющие на функции гортани, изменяют качество фонации (звук, издаваемый при прохождении воздуха через вибрирующие голосовые связки), а также высоту и громкость речи. В речи ребенка могут отсутствовать вариации громкости, высоты тона и ритма, или могут наблюдаться несоответствующие колебания высоты тона и громкости.
Проблемы с громкостью, высотой и ритмом речи также могут быть связаны с плохим контролем дыхания. У говорящих может быть поверхностное дыхание, и им сложно координировать выдох с фонированием, так как у них недостаточно запаса воздуха для речи на выдохе.
Вовлечение проблем мягкого неба обычно приводит к ощущению того, что ребенок говорит «в нос».
Симптомы дизартрии могут варьироваться от легкой невнятности речевых звуков и небольшого низкого тона до полной неспособности произносить какие-либо разборчивые слова.
Каковы причины дизартрии у детей?
Возникновение дизартрии в детстве чаще связано с врожденной патологией, такой как детский церебральный паралич. Другой причиной являются приобретенные болезни, такие как новообразования центральной нервной системы и последствия травм головы. Каждый пятый ребенок с ДЦП имеет нарушения речи, связанные с дизартрией. К сожалению, органическая причина речевых нарушений обуславливает пожизненность дизартрии. Коррекция может быть направлена на максимально возможное улучшение речевой функции, обучение детей использованию специальных движений для продукции звуков и выработка новых речевых моторных паттернов. Все это требует значительных затрат времени и усилий, как со стороны ребенка, его родителей, так и со стороны логопедов и специалистов по речевой терапии.
Какую помощь детям оказывают при дизартрии?
Речевая и языковая терапия у логопеда направлены на уменьшение нарушений моторной составляющей речи и ограничений ее разборчивости. Подход, который нацелен на все подсистемы голосового тракта, дыхания, носового резонанса, артикуляции и контроля высоты тона, аналогичен вмешательствам для взрослых с дизартрией, приобретенной после неврологических нарушений (например, инсульта). Лечение, сосредоточенное на одной или нескольких подсистемах в продукции речи, может, например, быть направлено на то, чтобы помочь детям контролировать свое дыхание и поддерживать адекватное давление выдыхаемого воздуха для речи во всей фразе. Это может включать обучение детей тому, как начинать говорить в начале выдоха и как разбивать высказывания на более мелкие фазы, в которых они могут поддерживать достаточную громкость. Вмешательство также включает замедление скорости речи детей, чтобы обеспечить более точное движение мышц ротового тракта. Также тренируется увеличение дыхательных усилий и увеличение движений челюстей во время речи для увеличения объема полости рта, а также за использование речевых и неречевых упражнений, чтобы помочь закрыть дыхательные пути к носу во время речи.
Коррекция артикуляции рекомендуется только тогда, когда рассматриваются другие аспекты производства речи, поскольку «неточное воспроизведение речевых звуков (которое является наиболее частой перцепционной характеристикой дизартрии) — это не просто проблема оральной артикуляции, а обычно результат проблем гортани, небоглотки, дыхательных путей и ротовой полости. Таким образом, считается, что более точная артикуляция и улучшение разборчивости речи могут быть достигнуты за счет развития контроля дыхания для речи, увеличения фонового усилия и снижения скорости речи.
Для коррекции просодии (интонационных контуров речи) и контроля высоты тона используются упражнения для контроля скорости произнесения слов и используемых пауз, увеличения громкости и, возможно, использования изменения высоты тона. Поскольку лечение отдельных оромоторных движений не влияет на речь ребенка, вся терапия является функциональной, направленной на максимально возможную речевую продукцию. Также для детей с наиболее тяжелыми нарушениями могут использоваться синтезаторы речи.