«Дети учатся естественным образом через деятельность, а их характеры развиваются благодаря свободе».
Доктор Мария Монтессори
Принципы Монтессори
Принципы обучения Монтессори были разработаны доктором Марией Монтессори в течение многих лет экспериментов и наблюдений. Они основаны на уважении к процессу обучения детей. Принципы Монтессори в равной степени касаются понимания того, как дети учатся, а также определения того, чем метод Монтессори отличается от традиционного образования.
10 принципов обучения Монтессори
Уважение к ребенку
Во многом философия Монтессори проистекает из глубокого уважения к детям. Это включает в себя признание уникальности каждого ребенка, его свободы выбора, передвижения, исправления собственных ошибок и работы в своем собственном темпе. Педагоги Монтессори работают и общаются с детьми с искренним уважением.
Впитывающий ум
Исследование доктора Марии Монтессори показало, что первые шесть лет жизни являются самыми важными в развитии ребенка. Она назвала эту стадию периодом «впитывающего ума», чтобы описать способность ребенка впитывать информацию из окружающей среды «как губка». За это время дети быстро развивают понимание своей культуры и своего мира и создают основы своего интеллекта и личности.
Чувствительные периоды
Доктор Мария Монтессори заметила, что дети проходят через определенные этапы своего развития, когда они наиболее способны осваивать определенные области знаний и навыков. Она назвала эти стадии «чувствительными периодами», которые, по сути, описывают окна возможностей для обучения. К характеристикам чувствительных периодов относятся: высокая сосредоточенность, повторение, приверженность делу и очень продолжительные периоды концентрации на обучении.
Целостное воспитание ребенка
Монтессори-образование направлено на развитие потенциала каждого ребенка путем предоставления опыта обучения, поддерживающего его интеллектуальное, физическое, эмоциональное и социальное развитие. В дополнение к освоению языков и математики учебная программа Монтессори также охватывает практическую жизнь, сенсорное восприятие и культуру. Все аспекты развития и обучения детей взаимосвязаны и считаются одинаково важными.
Индивидуальное обучение
Учебные программы Монтессори персонализированы для каждого ребенка в зависимости от его уникальной стадии развития, интересов и потребностей. Уроки с материалами Монтессори проводятся индивидуально в зависимости от успеваемости каждого ребенка. Педагоги отслеживают прогресс каждого ребенка и поддерживают его в процессе выполнения учебной программы.
Свобода передвижения и выбора
Доктор Мария Монтессори заметила, что дети учатся лучше всего, когда они свободны в движении, могут выбирать себе занятия и следовать своим интересам. В классе Монтессори дети могут свободно перемещаться в подготовленной среде, работать там, где, по их мнению, они будут лучше всего учиться, и получать результаты обучения на практическом опыте. Обучение Монтессори в основном активно, с индивидуальным темпом, часто самокорректирующимся и адаптированным к потребностям и интересам каждого отдельного ребенка.
Подготовленная среда
Класс Монтессори также известен как подготовленная среда. Это тщательно подготовленное учебное пространство, где всему есть цель и место. Существует четкое чувство порядка, которое помогает детям в развитии логических мыслительных процессов. Фундаментальная идея — «порядок в окружающей среде и разуме». В этом пространстве дети могут свободно следовать своим интересам, выбирать работу и развиваться в своем собственном темпе.
Внутренняя мотивация
Подход Монтессори исходит из того, что обучение и знания — это лучшая награда для себя. В классе Монтессори нет золотых звезд для поощрения обучения детей. Вместо этого дети получают чувство выполненного долга, когда они завершают какое-то задание и учатся делать это сами.
Независимость
Монтессори — это воспитание независимости. Он предоставляет детям среду, материалы и рекомендации, чтобы научиться делать и думать самостоятельно. Метод рассматривает детей как прирожденных учеников, способных и желающих учить себя, если им предоставляют правильный стимул. Конечная цель образования Монтессори — независимость.
Самообразование
Одним из основных принципов метода Монтессори является концепция самообразования. Он основан на вере в то, что дети способны и хотят учиться сами, если им предоставляют интересные стимулы для обучения. Материалы Монтессори были разработаны, чтобы удовлетворить эту потребность и дать детям возможность самостоятельно управлять своим образованием. Педагоги Монтессори создают подготовленную среду, наставляют и поощряют детей к самообразованию.
Подготовленная среда
Класс Монтессори называется подготовленной средой. Это осмысленно структурированное учебное пространство, где всему есть цель и место. Мебель легкая и подходит для детей, учебные материалы рассчитаны на то, чтобы они умещались в руках детей, и все сделано так, чтобы быть открытыми и доступными. Подготовленная среда пробуждает любовь к учебе через любопытство, стабильность и свободу выбора. Это осмысленно структурированное учебное пространство. Мебель легкая и подходит для детей, учебные материалы рассчитаны на то, чтобы они умещались в руках детей, и все сделано так, чтобы быть открытым и доступным. Подготовленная среда пробуждает любовь к учебе через любопытство, стабильность и свободу выбора.
Чудо обучения Монтессори становится очевидным, когда вы видите, как дети взаимодействуют с подготовленной средой. Вы не увидите учителя, ведущего урок Монтессори в передней части класса, или всех учеников, одновременно сидящих за отдельными партами. Вместо этого вы увидите, как дети свободно перемещаются по классу, выбирают себе занятия и работают индивидуально или в небольших группах. Они могут работать за столом или на полу с небольшим ковриком, чтобы четко обозначить свое рабочее пространство. Точно так же вы не увидите учителя, который парит над детьми, исправляя их работу. Вместо этого вы увидите, как преподаватели стоят в стороне, внимательно наблюдают за своими учениками и вмешиваются, чтобы помочь только тогда, когда это необходимо.
Дети могут активно участвовать в собственном обучении, развиваться в своем собственном темпе и открывать для себя результаты обучения посредством повторения и практики. Обучение в среде Монтессори в основном является активным, с индивидуальным темпом, часто самокорректирующимся и полностью адаптированным к потребностям и интересам каждого отдельного ребенка.
Детский размер
Доктор Монтессори заметила, что дети испытывают разочарование во взрослом мире. Вот почему она разработала детскую мебель, доступные низкие открытые полки и учебные материалы, которые легко умещаются в руке ребенка. Все в подготовленной среде специально создано для поддержки детской самостоятельности и самообладания.
Красота
Классные комнаты Монтессори чистые, аккуратные и имеют нейтральную цветовую палитру. Окружающая среда в значительной степени создана из натуральных материалов, организована и красиво оформлена с заботой и вниманием. Стены окрашены в минималистичные яркие цвета, искусство аккуратно отображается в специально отведенном месте, а центральный элемент отсутствует.
Подлинность
Подход Монтессори подчеркивает использование реальных предметов в классе. Это включает в себя использование реальных фотографий животных и предметов, а не мультфильмов, а также использование керамических мисок и металлической посуды вместо пластиковых заменителей. Причина этого в том, чтобы дать детям возможность получить практический опыт обучения, который укрепит их уверенность и компетентность в реальных жизненных ситуациях.
Свобода и выбор
В подготовленной среде дети ощущают свободу передвижения, свободу выбора и свободу времени. Ученики могут следовать своим интересам, работать над заданием столько, сколько они хотят, и работать так, как и где им нравится.
Стабильность
Класс Монтессори — это стабильная учебная среда, которая редко меняется. Полки и мебель редко перемещаются, поэтому дети всегда знают, где их найти. Эта стабильность помогает детям развить чувство безопасности и знакомства с окружающей средой. Основные материалы Монтессори не меняются; однако новые занятия, особенно в сфере практической жизни, часто вводятся с учетом интересов детей.
Порядок следования слева направо
В подготовленной среде материалы Монтессори сгруппированы по областям учебной программы и отображаются слева направо в порядке возрастания, от простого к сложному. Эта логическая структура обеспечивает четкий путь к обучению.
Гармония
В подготовленной обстановке царит отчетливое ощущение покоя и гармонии. Ученики осторожно двигаются, определяют свое рабочее пространство и уважают работу друг друга. Дети инстинктивно работают вместе, чтобы создать гармоничное школьное сообщество, необходимое для обучения, концентрации и исследования.
Свобода в пределах границ
Свобода в пределах границ относится к основным правилам подготовленной среды. Дети имеют право следовать своим интересам, свободно перемещаться и выбирать работу, если их поведение является разумным и приемлемым.
Независимость
Подготовленная среда предоставляет детям безопасное место для исследования и развития своей независимости. Независимость детей поддерживается структурой подготовленной среды, материалами Монтессори, областями учебной программы и руководящей ролью воспитателя. Детей активно поощряют делать и думать самостоятельно.
Материалы Монтессори
Материалы Монтессори — это практические инструменты обучения, которые предназначены для того, чтобы дать детям возможность узнать о ключевых результатах обучения посредством повторения и практики. Каждый материал учит по одному навыку за раз и специально разработан для поддержки независимого обучения и решения проблем. Логическая последовательность материалов Монтессори составляет основу учебной программы Монтессори.
Материалы Монтессори — это оригинальные инструменты для практического обучения, которые разработаны, чтобы стимулировать умы детей, поощрять их исследования и вдохновлять на самостоятельное обучение. Они соблазнительны, просты в использовании и намеренно способствуют обучению и развитию детей. Вместе материалы Монтессори образуют учебную программу Монтессори.
Материалы Монтессори обучают только одному навыку за раз, чтобы дать детям возможность овладеть ключевыми результатами обучения посредством повторения и практики. Доктор Монтессори заявила: «Ничто не попадает в разум, что не проходит сначала через руки».
Детей сначала знакомит с материалами Монтессори обученный педагог, который проведет ключевой урок, а затем предложит ребенку поработать с материалом самостоятельно. Закончив работу с заданием, дети возвращают каждый материал на отведенное ему место в подготовленной среде.
Материалы Монтессори преподаются ребенку последовательно, от самого простого к сложному, и в соответствии с его потребностями и интересами развития. Эта четкая структура обеспечивает логическое и упорядоченное развитие обучения, что, в свою очередь, способствует постепенному наслоению знаний.
Практическое обучение
Материалы Монтессори — это практические инструменты обучения, которые помогают детям открывать ключевые результаты обучения посредством повторения и практики. Каждый материал разбивает одну ключевую концепцию на простые шаги, которые дети усваивают путем практического изучения. Этот аспект делает материалы Монтессори особенно эффективными, поскольку они вовлекают руку, а также разум во все процессы обучения.
Контроль ошибок
Материалы Монтессори разработаны со встроенным «контролем ошибок», что самоочевидно. Это качество позволяет детям видеть свои собственные ошибки и самостоятельно определять результаты обучения через повторение и практику. Например, цилиндр с ручкой не поместится в неправильное отверстие, вода может пролиться на стол или будет слишком много / слишком мало предметов в конце подсчета.
Порядок продвижения
В классе Монтессори материалы Монтессори расположены в пределах своей учебной программы и отображаются слева направо в порядке возрастания, от простого к сложному. Эта логическая последовательность дает детям четкий путь к обучению по мере их продвижения по Учебной программе Монтессори.
Мелкая моторика
Материалы Монтессори поощряют целенаправленное движение и исследование. Это качество манипуляции делает их очень полезными для развития мелкой моторики. Эти навыки являются важными компонентами сбалансированного подхода к дошкольному образованию, поскольку они способствуют независимости, концентрации и готовят детей к реальной жизни.
Один навык за раз
Материалы Монтессори обучают только одному навыку или концепции за раз. Это позволяет детям глубоко взаимодействовать с материалом по мере того, как они открывают, практикуют и усваивают результаты обучения в своем собственном темпе. Каждый материал был разработан в контексте всех других материалов, чтобы постепенно развивать у детей знания и навыки в каждой предметной области.
Самообучение
Материалы Монтессори предназначены для использования без помощи взрослых. Это позволяет детям открывать для себя и усваивать результаты изучения каждого материала путем повторения и самостоятельной практики.
Учебная программа Монтессори
Учебная программа Монтессори предлагает детям пять основных областей обучения: практическая жизнь, сенсорика, математика, язык и культурология. Каждая область обучения включает в себя набор материалов и занятий Монтессори, которые предлагают простой пошаговый анализ ключевых областей знаний и навыков. За счет повторения и практики с материалами Монтессори дети развивают базовое понимание каждой области учебной программы. Каждая область обучения состоит из набора учебных материалов, которые усложняются. Дети продвигаются по учебной программе Монтессори в своем собственном темпе, в зависимости от стадии их развития и интересов.
Педагоги Монтессори представляют ключевые уроки, чтобы познакомить детей с названием и результатами изучения каждого Монтессори-материала. После ключевого урока дети независимо работают с материалом Монтессори, чтобы практиковать, исследовать и устанавливать связи с ключевыми результатами обучения.
В это время преподаватели Монтессори отстраняются, наблюдают, как дети учатся, и документируют их успехи. Педагог будет вмешиваться только в случае необходимости, чтобы поощрить детей к независимости, поскольку существует прямая связь между чувством расширения прав и возможностей детей и их способностью учиться и сохранять новые навыки и информацию.
Новые уроки предоставляются, когда ребенок готов перейти к следующему этапу. Благодаря повторению и практике дети осваивают прогрессию по материалам Монтессори и развивают фундаментальное понимание каждой области учебной программы.
Ключевые направления учебной программы
Практическая жизнь: независимость, социальные навыки и забота об окружающей среде.
Сенсорные: цвета, формы, текстуры, вес, размер, различение и различение запахов, вкуса и звука.
Математика: числа, количества, счет, сложение, вычитание, десятичная система, умножение и деление.
Язык: устная речь, фонетика, формирование букв, структура предложения, гласные и согласные, письмо, чтение и ранние навыки грамотности.
Культура: география, ботаника, зоология, наука, история, музыка и искусство.
Практическая жизнь
Учебный план практической жизни Монтессори включает упражнения и занятия, которые дети наблюдают в повседневной жизни. Эти занятия развивают у детей самостоятельность, концентрацию и мелкую моторику. Типичные практические жизненные действия включают передачу, приготовление пищи, уроки изящества и вежливости, а также уборку.
Сенсорные упражнения учат детей совершенствовать свое зрение, осязание, звук, обоняние и вкус, чтобы они могли систематизировать сенсорные впечатления и свое понимание мира. С помощью сенсорных материалов дети узнают о сходстве и различии, размерах, цветах и формах, а также различают запахи, вкус и звук. Сенсорная работа также подготавливает детей к математике, языку и геометрии, обучая детей классифицировать и сортировать.
Математика
Учебная программа по математике учит детей понимать абстрактные математические концепции и отношения посредством практического обучения. Дети учатся считать, определять и сопоставлять числа с их количеством, соотносить десятичные числа и символы и узнают о функциях сложения, вычитания, умножения и деления, используя материалы Монтессори.
Язык
Учебная программа по языку Монтессори дает детям знания и навыки, необходимые для развития словарного запаса и понимания языка. Навыки, необходимые для чтения, письма и устной речи, развиваются на практике с использованием материалов по языку Монтессори. Дети учатся звукам букв (фонетика), распознаванию и формированию букв, тому, как комбинировать звуки, чтобы образовать слова, как составлять простые предложения и как правильно держать карандаш. Навыки устной речи развиваются в ходе повседневного социального взаимодействия, группового опыта и уроков изящества и вежливости.
Культура
Учебная программа по культуре включает широкий круг предметов, в том числе: географию, ботанику, зоологию, науку, историю, музыку и искусство. Изучая культуру, дети развивают понимание своего сообщества, своего мира и своих социальных обязанностей. Дети учатся относиться к разнообразию с уважением, ценить музыку и искусство и развивать понимание устойчивости.
Метод Монтессори предлагает смешанную учебную программу, которая включает в себя как образование Монтессори, так и систему обучения в раннем возрасте. Эти программы работают вместе, чтобы улучшить обучение и развитие детей в решающие годы их становления.