Рассказывает Ярыгина Ольга Юрьевна
Психолог детского медицинского центра «Вирилис»
Вы когда-нибудь беспокоились о том, что ваш ребенок может не проявить сочувствия? Родителям бывает больно слышать от учителя или воспитателя, что ребенок издевается над другими детьми в школе. Сбивает с толку, когда дети игнорируют попавшего в беду брата или сестру или проявляют агрессию в отношении них, набрасываясь с явно намеренной жестокостью. Может вызывать беспокойство, когда ребенок отказывается участвовать в волонтерской программе помощи ближним.
Это огорчает родителей (если они сами не лишены сочувствия к людям), но, тем не менее, вовсе не обязательно означает, что с ребенком что-то не так. На самом деле ребенок может быть даже чрезвычайно чувствителен к чувствам других, но ему трудно это показать. Сочувствие – сложное чувство, и оно не всегда выглядит милым и приятным для стороннего наблюдателя. На самом деле существует три разных вида сочувствия или, как его называют психологи — эмпатии. В самом общем понятии эмпатия – это способность человека распознавать, понимать и разделять мысли и чувства другого человека, животного или вымышленного персонажа.
- Аффективная эмпатия. Этот тип сочувствия носит чисто эмоциональный характер. Когда вы читаете про трагическую новость, и ваши глаза начинают слезиться — это эмоциональное сочувствие.
- Когнитивная эмпатия. Если вы можете представить, что должен чувствовать кто-то другой, это когнитивная эмпатия. Вы можете не плакать от печали, но вы могли бы разумно сказать: «Если бы это был я, мне было бы очень грустно». В этом случае вы демонстрируете когнитивную эмпатию. Когнитивная эмпатия также помогает угадать, что может помочь кому-то почувствовать себя лучше.
- Сострадательная эмпатия. Это сочувствие в действии. Когда вы обращаетесь за помощью, поднимаете ли вы упавшего в грязь ребенка или отправляете ободряющее сообщение другу, вы проявляете сочувствие.
Эмпатия является важным компонентом социального интеллекта, и многие ученые утверждают, что сочувствие является основой морали. Поэтому родители хотят знать, когда и как дети узнают о чувствах других людей. Они хотят знать, как дефицит сочувствия может привести к проблемам с агрессивным или антиобщественным поведением, и какие практические меры можно предпринять для воспитания эмпатии у детей по мере их развития.
Некоторые виды эмпатии требуют довольно сложных психологических навыков, например, перспективного восприятия. Дети еще не могут развить такие навыки, пока не достигнут возраста четырех или пяти лет. Поэтому, если ребенок не может сочувственно реагировать на боль и проблемы других до этого возраста, это вовсе не означает, что он растет социопатом.
При этом известно, что даже новорожденные дети расстраиваются, когда слышат плач других младенцев, и они обращайте пристальное внимание на родительские эмоциональные сигналы. К 12 месяцам некоторые малыши уже могут пытаться успокоить детей, которые кажутся им расстроенными или опечаленными. Более того, малыши могут даже стараться помочь взрослым!
Мой ребенок, кажется, совсем лишен эмпатии…
Если ваш ребенок естественным образом не начинает действовать, когда кому-то больно, значит ли это, что что-то с ним не так? Эмпатия и сочувствие естественны, или этому можно научиться?
Эмпатия частично основана на человеческой биологии, но она также развивается вместе с физической зрелостью и опытом обучения ребенка. Так, например, некоторые дети чрезвычайно чувствительны к эмоциям других. Они терпеть не могут смотреть грустные или «страшные» фильмы. Они закрывают уши, когда слышат, как кто-то плачет. Их маленькие сердца просто резонируют, когда они слышат эмоции. Все это проявления аффективной эмпатии (первый тип).
Однако из того, что ребенок может чувствовать эмоции других, естественно, не следует, что он знает, что с этим делать. Если ребенок не понимает, почему кто-то может быть расстроен или что с этим делать, тогда это аффективное сочувствие не превращается в добрый жест или слово поддержки.
Даже эмоционально чуткие дети могут вести себя недоброжелательно. Поэтому, если ваш ребенок улавливает грусть или гнев других, вы можете увидеть, что он начинает чувствовать психологический дискомфорт. Если ваш ребенок не может понять причину своих эмоций или не знает, как оказать помощь страдающему, то его реакция может выглядеть как разочарование или гнев, игнорирование или даже насмешка. Ребенок не может сказать: «Я вижу, что вы расстроены, и мне это не нравится. Я не знаю, что с этим делать. Я хочу уйти. Я боюсь, что ты на меня сердишься». В некотором смысле реакция вашего ребенка на негативные эмоции других людей может быть настолько подавляющей, что он не сможет сосредоточиться ни на чем другом.
Что, если мой ребенок не замечает эмоции других?
Если ваш ребенок не способен улавливать эмоциональные сигналы от других, такие как тон голоса или выражение лица, он может не проявлять эмоционального сочувствия. Это состояние называется недостаточность эмоционального интеллекта. Чаще всего такой ребенок плохо умеет распознавать и собственные эмоции. Не понимая себя – он не может понимать других. Такой ребенок может быть весьма логичным и рациональным. Он сможет проявлять когнитивную или сострадательную эмпатию, если его научить этому.
Детям нередко трудно понимать негативные эмоции других людей, потому что у них еще не было таких переживаний, и они не понимают с чем они связаны. Очень маленьким детям сложно понять, что их мысли отличаются от мыслей других людей. В этом случае ребенку может потребоваться помощь с «чтением мыслей». Чтение книг и заведение друзей могут дать возможность попрактиковаться во взгляде на различные эмоции и причины, их вызывающие. Это своего рода навык, который со временем будет прогрессировать.
Почему мой ребенок не пытается помочь другим?
Чувства и мышление — это хорошо, но нормальные родители хотят, чтобы ребенок вырос добрым и участливым. Справедливо. Сострадательное сочувствие — вот что заставляет мир вращаться. Всем нужна доброта и деятельная помощь. Если вы хотите развить у ребенка способность чувствовать и выражать сочувствие, то с ним придется заниматься.
Эмоциональный коучинг может помочь вашему ребенку справиться с переживаниями и научиться поддержке. Если у вашего ребенка проблемы с сочувствием, обратите внимание на события, когда ребенок все-таки может испытывать сильное аффективное сочувствие. Подойдите к нему и выслушайте, прежде чес сосредоточиться на более практических действиях, которые им следует предпринять.
Практикуйте случайные добрые дела. Моделируйте сочувствие и доброту по отношению к другим и предлагайте своему ребенку поступать так же. Ваш ребенок может поначалу не испытывать искреннего сочувствия, но как он узнает, как приятно помогать кому-то, пока он сам не сделает это?
Работайте над перспективой. Исследования показывают, что молодые люди, изучающие актерское мастерство, на самом деле улучшают свою способность сопереживать другим, возможно, потому, что ролевые упражнения помогают им понять, каково это быть кем-то другим. Играйте, разговаривайте, задавайте вопросы и исследуйте с ребенком, каково это быть на чужом месте.
Прежде всего, проявите сочувствие. Не чувствуя себя понятым, ребенку нелегко понимать чувства других. Не зная, что значит получать помощь, ребенку не сможет даже пытаться помогать другим. Родительские способности к эмпатии и проявление доброты — прекрасные возможности для обучения. Вам не нужно преуменьшать важность чувств вашего ребенка, чтобы помочь ему понять суть дела.
В каких случаях нужно обращаться к детскому психологу или психиатру?
Существует связь между детской жестокостью, издевательствами и недостатком эмпатии. Дети, которые издеваются над другими, хуже справляются с тестами на эмпатическую реактивность. Они также с большей вероятностью будут придерживаться таких убеждений, как «некоторые дети заслуживают того, чтобы с ними обращались как с животными». А животные, по их убеждению, «заслуживают жестокости». Также стоит обеспокоиться, если помимо черствости и бесчувственности, дети демонстрируют стойкое отсутствие вины за проступки и отсутствие сочувствия во всех ситуациях и отношениях. Такие дети могут демонстрировать жестокость к сверстникам, младшим и беззащитным животным. Также для них может быть характерны взрывы гнева и агрессивного поведения.
Подобные черты могут быть проявлениями целого спектра личностных расстройств, расстройств эмоций и поведения. Также отсутствие эмпатии может быть признаком фетального алкогольного синдрома – состояния, когда мозг ребенка повреждается в утробе матери в результате приема алкоголя.
Недостаток сочувствия у детей дошкольного и подросткового возраста может быть одним из предупреждающих знаков психического расстройства. Другие признаки, которые должны побудить обеспокоенных родителей обратиться за медицинской помощью и советом, включают:
- жестокость к животным
- страсть к поджиганию
- частая ложь
- мелкое воровство
- неповиновение
- издевательства над другими
- агрессивное поведение
- невосприимчивость к наказанию
- недостаток или отсутствие раскаяния
Во всех случаях, когда родителям кажется, что ребенок страдает от недостатка сочувствия к другим – его лучше показать психологу, чтобы разобраться в причинах этого явления и разработать подходящий план действий.