Если вы думаете, что у вашего ребенка могут быть отличия в мышлении и обучении от его сверстников, то, как вы можете об этом узнать? Конечно, вы можете спросить мнения учителей или воспитателей, занимающихся с ребенком. Однако они смогут рассказать лишь об имеющейся ситуации, но не смогут сказать, почему именно она наблюдается и каков возможный прогноз ее развития. Также ребенка можно отвести к специалисту, который профессионально занимается диагностикой и лечением детей с особенностями в освоении учебной программы или мышлении. Такие специалисты называются детскими нейропсихологами.
Кто такой детский нейропсихолог?
Детские нейропсихологи – это клинические психологи, получившие дополнительную подготовку в области нейропсихологии. Они не являются врачами, поэтому не могут назначать лекарства или проводить лечение. Их основная роль — диагностировать состояния и предлагать психологические и психофизиологические виды коррекции. Детские нейропсихологи диагностируют то, как обучение и поведение ребенка связано с развитием его мозга. Для оценки уровня знаний и умений они используют те же тесты, что и в школе, но дополнительно пользуются специальными нейропсихологическими тестами, которые позволяют оценить как работают те или иные отделы мозга, отвечающие за регуляцию поведения, эмоций и познавательные функции, чтобы выявить сильные и слабые стороны. Они могут всесторонне оценить результаты и провести дополнительные исследования.
Детские нейропсихологи могут выявить проблемы в следующих областях:
- Сенсорные и моторные навыки
- Внимание и сосредоточенность
- Языковые навыки
- Визуально-пространственная обработка
- Академические навыки, такие как чтение или математика
Детские нейропсихологи используют свои профессиональные знания о развитии мозга при оценке результатов тестов. С их помощью они могут поставить диагноз и объяснить родителям и педагогам не только слабые места у ребенка, но и их нейрофизиологические причины, спрогнозировать возможность коррекции или исправления ситуации с возрастом.
В некоторых случаях в качестве причин могут вступать несколько проблем или состояний.
Например, если ребенку сложно читать, существует множество возможных причин. Это может быть как проблема с вниманием, так и проблема с беглостью чтения. Нейропсихологическое тестирование поможет выявить, что у вашего ребенка несколько причин для проблем с чтением и определить возможные пути коррекции.
Нейропсихологи могут обследовать детей от младенчества до раннего взросления (18 лет), у которых уже есть основное заболевание или неврологический диагноз. Эти состояния могут включать:
- Эпилепсия, расщелина позвоночника, краниосиностоз, опухоль головного мозга, гидроцефалия, туберозный склероз, нейрофиброматоз, врожденные пороки сердца, генетические нарушения и медицинские осложнения, вызванные диабетом или аналогичными состояниями
- Травмы головного мозга, инсульт или инфекции головного мозга
- Дети, которым предстоит пройти или которые подверглись определенным медицинским вмешательствам и процедурам, таким как химиотерапия или лучевая терапия
- Дети, которые до рождения подвергались воздействию токсичных веществ или алкоголя и у которых наблюдается задержка в развитии
Как проходит процесс оценки с детским нейропсихологом?
Если ребенка действительно нужно обследовать, важно объяснить ему, что этот день будет похож на день в школе, и заверить его, что во время посещения не будут проводиться никакие процедуры или болезненные уколы. Перед обследованием убедитесь, что ваш ребенок хорошо выспался перед обследованием, а также получил здоровый завтрак.
Полный процесс нейропсихологической оценки может занять от 5 до 12 часов. Родителям и ребенку нужно будет несколько раз встретиться со специалистом. В первый визит нейропсихолог подробно изучит историю болезни. Родителей могут попросить заполнить анкеты о развитии и поведении ребенка. После этого специалист примет решение о том, какие тесты следует пройти ребенку. Всего потребуется от двух до четырех сессий тестирования. Каждая сессия может длиться от 90 минут до трех часов. Специалист определит продолжительность тестирования, подходящего для ребенка.
Оценочные тесты позволяют исследовать:
- Язык
- Двигательные навыки
- Интеллект
- Внимание
- Исполнительное функционирование
- Визуальный пространственный объем памяти
- Способности к обучению
- Адаптивные навыки
- Социальные / эмоциональные навыки
Объединение результатов тестов и наблюдений за ребенком во время тестирования помогает нейропсихологу лучше понять когнитивные способности ребенка. Это может идентифицировать наличие расстройства нервного развития, влияние заболеваний, медицинских состояний, процедур или болезни на функции мозга.
После того, как нейропсихолог проверит результаты тестов, он снова встретится с родителями. Если ребенок уже достаточно взрослый (подросток), то он, скорее всего, примет участие в этом разговоре. Специалист опишет, что показывают тесты и как они объясняют текущее сотсояние дел в обучении или поведении ребенка. Если будут выявлены признаки каких либо нарушений, специалист их определит и опишет.
Как проводится нейропсихологическая коррекция?
Нейропсихолог также может предложить виды помощи ребенку и составить план коррекционных мероприятий. В своем отчете он может порекомендовать ребенку получить конкретную поддержку в школе. Также нейропсихолог может проводить коррекцию в своем кабинете.
Также специалист может выдать направление на консультацию к другим специалистам: психологу, логопеду, физиотерапевту, детскому неврологу или психиатру. Например, если у ребенка будут выявлены проблемы с фонологической осведомленностью, то нейропсихолог может порекомендовать ему поработать с логопедом.