Общее недоразвитие речи (расстройство развития языка и речи) диагностируется, когда дети не могут выучить свой родной язык по непонятной причине. Это приводит к тому, что дети испытывают трудности с пониманием того, что им говорят люди, и с трудом выражают свои мысли и чувства. Расстройство развития речи относится к трудностям в изучении языка и затрагивает примерно 7% детей, причем гораздо более высокие показатели наблюдаются у детей из неблагополучных семей. Недоразвитие речи более распространено, чем расстройство аутистического спектра, и может считаться таким же распространенным, как астма и детское ожирение. Дети с общим недоразвитием речи могут иметь трудности с речью, пониманием и чтением — с высоким риском дислексии. Такие дети в шесть раз чаще испытывают трудности с чтением и в четыре раза чаще испытывают трудности с математикой в школе. Это состояние также может иметь долгосрочное негативное влияние на академическое обучение и эмоциональное благополучие, но при своевременной поддержке дети могут развить свои речевые навыки.
В чем причина общего недоразвития речи?
Заболевание имеет тенденцию передаваться по наследству. Исследования близнецов указывают на сильное генетическое влияние, но это отражает совокупное влияние многих генов, а не конкретную мутацию. Популярное мнение, что причиной речевой инвалидности являются родители, которые не разговаривают со своими детьми, не имеет научной доказательной поддержки.
Каковы симптомы общего недоразвития речи?
Дети с расстройством так же умны, как и их сверстники, но, при этом, могут испытывать трудности с:
- пониманием инструкций
- ответами на вопросы
- заучиванием новых слов
- складыванием слов в предложения
- чтением
- написание предложений
- рассказыванием и пересказом историй
- играми с другими.
Таким детям может быть трудно следовать сложным инструкциям (например, «Прежде чем достать книгу по английскому, положи пенал на стол») и использовать более короткие и простые предложения при разговоре (например, «Пинает мяч» вместо «Он пнул ногой футбольный мяч»). Дети могут не так много говорить и им может быть трудно выражать свои мысли устно. Их язык может показаться незрелым для их возраста. Они могут с трудом подбирать слова или использовать ограниченный словарный запас. Они могут не понимать или не помнить сказанного. У детей старшего возраста могут быть трудности с чтением и использованием письменной речи.
Расстройство может сопровождаться другими сопутствующими проблемами, такими как дислексия, СДВГ, дисграфия, дискалькулия и диспраксия. Это может подвергнуть ребенка серьезному риску проблем с психическим здоровьем и повысить вероятность неуспеваемости в школе.
Как ставится диагноз ребенку с общим расстройством развития языка?
Обращение к логопеду нередко происходит после того, как родители замечают, что с развитием речи ребенка происходит что-то не то, либо возникают опасения по поводу способности ребенка общаться или проявляется поведение, которое может быть признаком нарушений коммуникации, либо наблюдается хроническое отставание по предметам.
Роль логопедии в помощи детям с общим недоразвитием речи
Обладая знаниями и опытом в области речи, языка и общения, логопеды и языковые терапевты играют решающую роль в диагностике и лечении речевых расстройств. Работа логопедов складывается из следующих элементов:
Выявление и диагностика задержек развития речи у детей.
Разработка и реализация программ индивидуальной или групповой терапии с учетом потребностей.
Наблюдение за программами терапии, реализуемыми другими специалистами.
Поддержка семей детей, страдающих расстройством и тех, кто с ними работает.
Оказание поддержки школам в интеграции стратегий помощи в учебную программу, чтобы способствовать изучению и использованию языка детьми.
Регулярный мониторинг прогресса и изменений в терапии необходим для выявления потребностей ребенка на каждом этапе речевого развития, особенно в точках перехода — например, из детского сада в начальную школу, из начальной в среднюю школу
Основными целями терапии является:
- Максимально возможное развитие языковых способностей.
- Обучайте детей и их окружения стратегиям по снижению воздействия их трудностей на общение и их доступ к образованию и социальной деятельности.
Речевая и языковая терапия помогает детям максимально раскрыть свой языковой потенциал. Это помогает уменьшить некоторые негативные последствия их расстройства.
Как вы можете поддержать ребенка с общим недоразвитием речи дома?
- Привлекайте внимание вашего ребенка — произнесите его имя, прежде чем вы хотите, чтобы он вас слушал.
- Убедитесь, что ваш ребенок видит ваше лицо, чтобы поддержать его внимание и восприятие, что также может помочь развитию речи ребенка.
- Используйте простой язык и повторяйте слова и фразы, если необходимо, чтобы улучшить запоминание и предоставить ребенку как можно больше возможностей слышать, видеть и использовать слова
- Говорите спокойно и медленно, чтобы облегчить способность ребенка обрабатывать слова.
- Дайте ребенку больше времени, чтобы ответить, чтобы помочь ему лучше обработать информацию
- Используйте символы — предоставьте изображение или используйте жесты для представления новых слов или понятий, чтобы визуально поддержать их понимание.
- Поощряйте вашего ребенка общаться с вами, как он может, используя жесты, указания, выражение лица.
- Помните, общение — это больше, чем просто разговор!
- Убедитесь, что ребенок понял инструкции или новую информацию. Вы можете сделать это, попросив повторить вам то, что вы ему сказали.
- Помогите ребенку научиться общаться с другими детьми. Например, играть дома в игры, чтобы поддержать очередность и прислушиваться к другим.
- Создайте возможности для «ролевой игры», чтобы попрактиковаться в использовании языка в различных контекстах, например, создайте «магазин», где ребенок должен практиковаться, вспоминая, что ему нужно просить и приносить нужные вещи, или «кафе», где ребенок может заказывать себе еду.