Не секрет, что причиной слез и капризов детей перед посещением медицинского центра могут быть детские страхи перед врачами и медицинскими процедурами. В этой статье мы расскажем о том, как правильно подготовить ребенка, уже способного к взаимодействию со взрослыми, к визиту в медицинский центр. Почему дети могут плакать и капризничать перед визитом к врачу? Ответ очень прост: они боятся.
Рассмотрим основные детские страхи:
- Страх остаться на время без мамы, папы или сопровождающего. Дети часто опасаются, что родители могут оставить одних в кабинете врача или в процедурном кабинете и ждать в другой комнате. Этот страх чаще всего встречается у детей в возрасте до 7 лет, но может беспокоить и детей школьного возраста.
- Боль. Дети могут беспокоиться о том, что во время осмотра или медицинской процедуры испытают боль или неприятные ощущения.
- Целостность тела. Также дети могут опасаться, что процедура нанесет вред их здоровью или целостности тела. Например, маленькие дети перед анализами крови могут бояться того, что у них возьмут «всю кровь», и они умрут. Дети старше 7-8 лет могут переживать из-за возможного вреда от непонятных для них медицинских процедур.
- Поведение врача. Проблемы некоторых детей могут быть связаны с профессиональной манерой поведения врача. Ребенок может неправильно понимать и оценивать такие качества, как чрезмерная лаконичность общения, отстраненное отношение к ним, рассматривая обычную врачебную манеру поведения как личную неприязнь к ним или чрезмерную «суровость» врача.
- Неизвестность и ожидания худшего. Дети иногда опасаются, что их состояние здоровья на самом деле намного хуже, чем их родители им рассказывают. Дети даже с несложными заболеваниями могут бояться, что им может потребоваться операция или госпитализация.
- Страх смерти. Тяжело и долго болеющие дети, впервые болеющие дети могут думать о том, что могут умереть.
- Чувство вины. Дети часто могут полагать, что их болезнь или состояние являются наказанием за то, что они сделали или не сделали, хотя были должны. Дети с чувством вины могут верить, что осмотр у врача и медицинские процедуры являются частью их наказания, особенно если кто-либо из взрослых пугал их «доктором».
Техника психологической подготовки ребенка к визиту в детский медицинский центр.
- Доверие и честность: Дети могут справляться с дискомфортом и болью лучше, если их заранее предупреждают о предстоящем визите к врач и процедурах. При записи к специалисту уточните у администратора, оператора или своего сервисного менеджера, что, в самом общем плане, будет происходить во время визита в медицинский центр. Тогда вы можете объяснить это ребенку простыми словами, понятными в его возрасте. Будьте честны, если вы знаете, что процедура может быть несколько смущающей, неудобной или даже болезненной, но не вдавайтесь в подробности. Ваш ребенок будет чувствовать себя более уверенно, зная, что будет происходить в клинике и почему. Избегайте фраз «Тебе не будет больно», «Будет больно, но ты терпи», «Тебе ничего не будут делать».
- Неизвестность: Если вы не знаете много о болезни или состоянии ребенка, откровенно признайте это, но успокойте своего ребенка, что вы оба сможете задать врачу все необходимые вопросы. Вместе запишите вопросы вашего ребенка на бумагу, чтобы задать их доктору. Избегайте фраз «Я и сама (сам) боюсь…»
- Поговорите о целях визита к врачу: Заранее скажите ребенку о дне визита к врачу, расскажите к какому доктору вы пойдете, и что он будет делать: «Врач проверит, как ты растешь и развиваешься, поговорит с тобой, задаст простые вопросы и осмотрит тело, чтобы убедиться, что организм здоров. Ты тоже сможешь задать доктору любые вопросы о своем организме и здоровье». Расскажите, что посещение врача не означает, что человек обязательно болен: здоровым детям также необходимо регулярно проверяться у доктора, чтобы сохранять свое здоровье, быстрее расти и лучше развиваться, узнавать больше о своем теле. В случае посещения врача по поводу болезни, ребенку можно объяснить, что врач «должен осмотреть тебя, чтобы выяснить, что болит, исправить это, и помочь тебе поправиться».
- Высвободите страхи: Попросите рассказать или нарисовать то, чего ребенок боится при посещении клиники. Поощряйте детальный рассказ о страхах и всех связанных неприятных ожиданиях. Чем больше ребенок расскажет, тем меньше страхов у него останется. Отнеситесь серьезно к его рассказу.
- Чувство вины: Выясните, не связывает ли ребенок свою болезнь или необходимость посещения врача с каким-либо проступком. Объясните, что общение с врачом – это забота и помощь ему, а не наказание. Успокойте ребенка: «Болезнь не вызвана ничем, что ты сделал или забыл сделать. Подобные болезни встречаются у многих детей. Разве нам не повезло иметь возможность сходить к врачу, который знает, как помочь нам поправиться?».
Если Ваш ребенок получил травму, не соблюдая общих правил безопасности, укажите ему на связь причины и последствий, но, не обвиняя его: «Ты, вероятно, не понимал (не знал) об опасности,связанной с этим, но я уверена, что теперь ты это понимаешь, и не сделаешь так снова». При возникновении чувства стыда за болезнь (например, появление головных вшей, остриц в кале, ночное недержание мочи,) следует рассказать, что такие болезни могут случиться у любого ребенка, идействительно встречаются у очень многих (в том числе — у бабушки или тети в детстве). При этом они никак не связаны с его поведением или личными качествами. - Поиграйте в «визит к врачу»: Маленькие дети лучше всего учатся и познают мир во время игры. Игра может быть лучшим способом ответить на любые вопросы о визите к врачу и выявить страхи, которые могут быть у ребенка. Вы можете использовать куклу или плюшевого медведя, чтобы показать ребенку, как врач будет осматривать его:
- измерьте рост и вес игрушки,
- посмотрите игрушке в рот и в ушки,
- используйте манжету кровяного давления, чтобы обнять руку или лапу,
- послушайте живот и спинку с помощью стетоскопа или бумажной трубочки,
- понажимайте на живот,
- постучите легонько по коленям.
Уточните, что никто из посторонних, кроме врача, медсестры в клинике не должен прикасаться к ребенку или осматривать его.
- Фиксируйте внимание ребенка на «островках безопасности»: Любому человеку нужна стабильная опора в ситуации неизвестности — особенно ребенку. Расскажите ребенку об игровой площадке в клинике, о доске для рисования, о вкусном теплом напитке из шиповника с вишней. Когда ребенок придет в клинику и увидит знакомые по рассказам привлекательные предметы, он будет чувствовать себя увереннее.
- Создание позитивного настроения «случайным разговором»: Все люди больше доверяют информации, которые услышали случайно – в разговорах, адресованных не им. В этом случае человек уверен, что никто не пытается его ни в чем убедить или обмануть. Используйте этот прием, рассказывая кому-нибудь по телефону или в беседе о том, как хорошо помог врач из клиники «Вирилис» чьему-нибудь ребенку, как он смело ходил на процедуры и быстро вылечился. Необходимо, чтобы ваш ребенок слышал этот разговор.
- Возьмите с собой «группу психологической поддержки»: Любимую игрушку или волшебный «предмет силы».
- Награда «за мужество»: В клинике могут выдать «медаль за храбрость» или «рецепт на подарок» тем малышам, кто обошелся без слез и капризов. Заранее уточните у менеджера, какие из психологических акций поддержки и поощрения малышей действуют в клинике, или организуйте такую акцию для своего ребенка самостоятельно.