Навязчивые непроизвольные движения или подергивания встречаются у детей на разных этапах развития не так уж и редко. В медицинских классификаторах тики определяются как «внезапные, быстрые, повторяющиеся, неритмичные движения или вокализации». Тики могут быть простыми — включающими только одно движение или звук, либо сложными, представляющими собой последовательности действий или звуков, либо их комбинации.
Вот несколько примеров простых двигательных тиков у детей и подростков:
- Движение плеч вверх и вниз
- Движения шеей из стороны в сторону
- Плевки
- Моргание или подмигивание глазами
- Повторяющиеся движения ртом
- Многократное касание носа или лица
- Непристойные жесты
- Облизывание губ
- Оскаливание
К вокальным тикам нередко относятся следующие звуки:
- Хрюкание
- Вздохи / кашель / прочистка горла (при отсутствии простуды)
- Рычание / повизгивание
Сложные вокальные тики у детей и подростков:
- Произнесение слов или фраз вне контекста (внезапным, повторяющимся образом)
- Серии кашляющих или кряхтящих звуков по определенному шаблону
Двигательные тики у детей могут выглядеть таким образов:
- Перемещение объекта (например, веревки, ручки, бумаги) определенным образом
- Постоянные прикосновения к носу и рукам
- Серии шаблонных движений
В чем разница между тиками и компульсивными движениями (навязчивостями)?
У детей и подростков, страдающих тревожными или обессивно-компульсивными расстройствами могут наблюдаться определенные навязчивые движения – компульсии. В чем же состоит разница между тиками и компульсиями? Эмпирическое правило состоит в том, что компульсии, как правило, представляют собой более сложное поведение — например, выстраивание объектов, проверка замков, несколько нажатий в определенных местах. Кроме того, компульсии обычно выполняются более сознательно и осознанно — обычно в контексте ребенка или подростка, пытающегося избавиться от определенной мысли или образа (то есть от своих навязчивых идей). Однако правда в том, что тики и компульсии иногда связаны, и некоторые специалисты считают, что это расстройства одного и того же спектра поведения.
С чем связано возникновение тиков?
У детей и подростков тики часто вызываются двумя разными типами ситуаций. Во-первых, они могут быть вызваны ситуациями, связанными с высоким уровнем сильных эмоций, такими как возбуждение, стресс, гнев или страх, беспокойство или усталость. Во-вторых, они могут быть вызваны ситуациями, которые индуцируют релаксацию (расслабление), например, сидение в машине, просмотр телевизора или засыпание.
В особенности нередки тики в детстве. Некоторые исследования говорят, что 20-50% детей в какой-то момент детства будут иметь какую-либо форму простого тика (например, очень распространено облизывание губ). Чаще всего тики возникают в раннем детстве.
Большинство детских тиков полностью проходят в течение года без какого-либо лечения. Даже у небольшого числа тех, от кого они не уходят полностью, в 85% случаев происходит уменьшение тиков в подростковом возрасте. Такой кратковременный тиковый симптом называется «временным тиковым расстройством».
Однако также важно знать, что для небольшого меньшинства детей тики могут стать более продолжительными и проблематичными. Это происходит примерно у 3% детей или подростков, которые в какой-то момент сообщали о тиках. Расстройство под названием «стойкий тик » диагностируется, когда у ребенка или подростка наблюдается одиночный тик, который длился более года. Например, синдром Туретта обычно диагностируется у ребенка или подростка, у которого уже есть несколько тиков, которые длятся более года.
У большинства детей со стойким тиковым расстройством или синдромом Туретта есть, по крайней мере, еще один диагноз — чаще всего СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперподвижностью), ОКР (обессивно-компульсивное расстройство) или тревожное расстройство.
Что делать с тиками у ребенка или подростка?
Прежде чем обратиться за помощью к врачу, родителям рекомендуется понаблюдать за ребенком и записать или запомнить ответы на следующие важные для постановки диагноза вопросы:
- Как давно это происходит?
- Что больше всего беспокоит ребенка?
- Когда это происходит?
- Что ребенок или родители пробовали, чтобы решить проблему?
- Есть ли опасения по поводу природы или последствий тика?
- Есть в тике что-нибудь хорошее? Какую выгоду он приносит ребенку?
Важно понимать, что дети и подростки не могут долго контролировать тик. Часто они могут подавить его лишь на мгновение. Однако когда они продолжают изо всех сил стараться остановить тик, это иногда вызывает у них еще больший стресс, а зачастую и усугубляет тик.
Поэтому важно относиться к тику как к чему-то, что «случается» с ребенком или подростком, а не как к чему-то, что они делают специально. Это означает, что нельзя сердиться на ребенка или подростка, также как и нельзя читать им нотации «возьми себя в руки». Вместо этого, если родители и ребенок , другие члены семьи могут объединиться в одну команду, чтобы справиться с тиком совместными усилиями. Также потребуется участие воспитателей в детском саду или школьных учителей. Сними необходимо провести разъяснительную работу, чтобы помочь им понять природу тика и помочь другим детям узнать о тике, чтобы они не дразнили и не исключали страдающего ребенка из своего коллектива, усугубляя психотравму.
Также некоторые дети и подростки очень хорошо реагируют на изучение когнитивно-поведенческих стратегий «успокоения» для управления негативными эмоциями, такими как стресс, разочарование или беспокойство. Здесь возможно обучение подростков (для детей эти техники еще рано использовать) приемам когнитивного переосмысливания ситуаций и контроля своего состояния в те моменты, когда они чувствуют себя встревоженными или подавленными. Варианты могут включать в себя обучение расслаблению тела, замедлению дыхания, расслаблению мышц, использованию спокойных словесных формулировок, аутотренингу, поиску отвлекающих занятий. Тики нередко уменьшаются, когда дети или подростки находятся в «состоянии потока», выполняя действия, которые их действительно интересуют и приносят удовольствие. Можно помочь молодым людям определить эти действия и спланировать их использование в инициирующих тики стрессовых ситуациях. Это действительно хороший способ помочь им справиться с тиками в долгосрочной перспективе.
В некоторых случаях подростку может помочь подход осознавания своего тика. Иногда просто помогая молодым людям заметить, когда у них возникает тик, можно уменьшить его частоту. Следует отметить, что эта стратегия сопряжена с некоторыми рисками, поскольку для некоторых молодых людей такой подход может усилить тики. Поэтому обычно важно применять это подход в качестве пробного или диагностического. А продолжать только в случае успеха проведенного теста. Если используется этот подход, очень важно стараться не акцентировать внимание окружающих на тике, чтобы не сделать более напряженным или тревожным. Это может быть сложно, так как часто дети и подростки по понятным причинам расстраиваются, когда указывают на тик. В этом случае можно использовать нейтральные сообщения, которые родители могут использовать, чтобы сообщить детям о происходящих тиках — например, прикосновение к плечу ребенка или подростка, либо даже прикосновение к своему собственному плечу. Некоторые дети старшего возраста и подростки обнаружили, что хорошо замечают тики сами — например, спустя неделю или около того, как они начинают замечать и осознавать связь между тиками и вещами, которые их вызывают.
Комплексный подход к лечению включает использование всех вышеперечисленных методов и когнитивно-поведенческую терапию (КПТ). Более половины детей, проходящих лечение с помощью поведенческой терапии показывают значительный прогресс в избавлении или снижении выраженности неприятных симптомов на протяжении примерно 6 месяцев. В целом подход, основанный на изменении привычек, заключается в том, чтобы помочь ребенку или подростку использовать другое, менее очевидное движение или звук, чтобы заменить свой тик. Идея заключается в том, что вместо тика ребенок или подросток заменит тик чем-то похожим, чтобы помочь снять стресс, но что-то, что вызывает меньше проблем и менее заметно. Например, можно щелкнуть языком во рту вместо того, чтобы высовывать язык за пределы рта. Опять же, в процессе терапии, важно убедиться, что поведение, замещающее привычку, не становится источником сильного стресса, который затем может усугубить ситуацию. У некоторых молодых людей работа по конверсии тиков вызывает сильный стресс и может снова усугубить тики. Важно следить за тем, как это происходит.
Всегда, прежде всего, проконсультируйтесь у врача, если у ребенка возникли тики. Следует отметить, что очень редко дети и подростки с тиками имеют неврологические заболевания, которые вызывает тики, но всегда важно провести обследование, чтобы это исключить.