Всех родителей интересует, как помочь малышу научиться ползать и ходить. Свои рекомендации даёт Анжелика Вячеславовна Налимова, заведующая восстановительным отделением Группы Компаний «ВИРИЛИС».
Умение управлять телом напрямую связано с созреванием определённый структур нервной системы, но возможность «тренироваться», повторять и совершенствовать различные движения играет немалую роль. Самое лучшее, что для этого могут сделать родители, — предоставить малышу достаточно свободного и безопасного пространства. Целесообразно также положить в поле зрения и пределах досягаемости яркие, интересные для малыша предметы, к которым он будет стремиться.
Для правильного формирования любого из двигательных навыков необходимо, чтобы ребенок упражнялся на жёсткой, нескользкой поверхности. В идеале – на полу, но ламинат для этих целей не подходит – нужен хотя бы один небольшой ковер. Дополнительные приспособления , вроде ходунков, — плохие помощники.
Садиться через четвереньки ребенок может научиться самостоятельно. Навык вставания он также освоим сам
«Сценарии», по которым могут развиваться двигательные навыки, бывают разными: одни дети сперва учатся садиться, а затем начинают ползать, другие достаточно рано «вертикализуются» — встают и делают первые шаги, практически «проскакивая» период четверенек. Все это варианты нормы, однако оптимальным считается, если ребёнок сначала научиться ползать, потом сидеть и уже затем – вставать и ходить.
Дети начинают ползать различными способами. Некоторые работают только руками, как будто плывут кролем. Другие перекатываются, переворачиваясь со спины на живот и дальше с живота на спину (на скользких поверхностях). Есть дети, которые двигаются с помощью одной руки и одной ноги, не отрывая туловище от пола, или двигаются прыжками ( встают на четвереньки и ныряют вперед, затем опять встают на четвереньки и опять ныряют). Прекрасное ползание – наиболее «техничный» способ перемещаться на четвереньках — так легче сохранить равновесие и не нужно тратить много сил. Не следует навязывать малышу какую – либо «правильную» схему развития. Но можно помочь ему, с помощью массажей и упражнений подготавливая тело к предстоящим этапам.
Ежедневные комплексы упражнений помогут развить моторные навыки. Уже на второй неделе это могут быть легкие поглаживания мышц и выкладывание на живот, после полутора месяцев можно потренировать врождённые рефлексы:малыш цепко хватается, если вложить свой палец ему в ладошку, отталкивается стопами от поверхности, над которой его держат, сгибает стопу, если провести по ее краю, выгибается, если провести двумя пальцами вдоль позвоночника.
В возрасте 3-4 месяцев можно добавить более активную гимнастику:
- сгибание;
- сведение и разведение ручек и ножек (В это же время можно, выкладывая малыша на спинку, заводить каждую из ножек и ручек в противоположную ей сторону, стимулируя навык переворота на живот).
Желательно, чтобы каждое из упражнений предварительно показал педиатр, невролог или врач ЛФК. В первые месяцы не следует увлекаться интенсивными нагрузками — даже начинать заниматься плаванием и делать упражнения на фитболе можно только после консультации с педиатром. Приёмы лечебной физкультуры и лечебного массажа нужно оставить специалистам, не пытаться использовать самостоятельно.
Ранее (в возрасте 1-2 месяцев) проведение массажа не эффективно для развития крупной моторики. Такие курсы полезнее в периоды пиков двигательной активности : в 3-4 месяца, когда формируется навык переворота и совершенствуется способность держать голову; в 6-7 мсяцев когда младенцу пора учиться вставать на четвереньки, ползать на животе и на четвереньках, садиться; в 11-12 месяцев, когда малыш учиться ходить. Своевременные курсы массажа помогут малышу приобрести нужные навыки и способствуют формированию культуры движения Для того чтобы ребенок хорошо развивался, ему нужно не так много: забота и уход, возможность пробовать свои силы и постоянное доброжелательное внимание от взрослых, которые понимают, что с ним происходит.
А.В. Налимова — Зав. отделением оздоровительной медицины Группы Компаний «ВИРИЛИС»