Заикание — это проблема с речью, при которой детям сложно говорить плавно и спонтанно. Эта проблема чаще встречается на ранних этапах развития речи в возрасте 2-4 лет. Заикание, которое продолжается в начальной школе, может стать проблемой при обучении, поэтому важно вовремя обратиться за помощью к логопеду.
Как проявляется заикание?
Дети, которые заикаются, чаще всего делают это в начале предложения, но заикание может происходить и в течение всей фразы. Дети также могут делать невербальные поступки, когда заикаются. Например, они могут моргать, гримасничать, корчить рожицы или сжимать кулаки.
Есть три основных типа заикания. Дети, которые заикаются, могут иметь один или несколько из этих типов.
1. Повторения
Это когда звук, часть слова, целое слово или фраза повторяются снова и снова. Например:
«Ааа, и я хочу это».
«Ах, и я хочу это».
«И еще, и я хочу это».
«И я, и я, и я хочу этого».
2. Пролонгация
Это происходит когда звук растягивается — например, «Мааааааааааааааааааааааама».
3. Блоки
Это когда ребенок пытается говорить, но не может произвести звука.
Причины заикания у детей
Никто не может достоверно сказать, почему у детей возникает и проходит заикание. Это может быть связано с ошибкой или задержкой в нервных импульсах в развивающихся речевых нейросистемах мозга. Также это могут быть нарушения сигналов, которые мозг ребенка отправляет речевым мышцами, когда что-то сказать. Эти ошибки или задержки мешает ребенку координировать мышцы рта во время разговора, что приводит к заиканию.
Известно, что заикание передается по наследству. Это говорит о том, что заикание может быть связано с генами , которые передаются детям от одного или обоих родителей. Это означает, что ребенок с большей вероятностью будет заикаться, если другие люди в его семье заикаются или заикались. Но это не значит, что ребенок, у которого есть семейная история заикания, обязательно будет заикаться.
Вопреки народной мифологии, заикание не вызвано тревогой или стрессом. Но заикание само по себе может вызвать мильный стресс, особенно у подростков. Также ребенок не может «заразиться» заиканием от кого-то другого. И ребенок, который заикается, не может самостоятельно контролировать этот процесс — ругать его бесполезно. Это лишь приведет к усугублению психологических проблем, разрушении самооценки, представлениям о собственной дефектности.
Когда начинается заикание у детей?
Заикание у детей часто начинается в дошкольном возрасте, часто в 2-4 года, в то время, когда дети начинают складывать слова и составлять более длинные предложения. Но некоторые дети начинают заикаться только в более позднем возрасте. Заикание может начаться внезапно — например, однажды ребенок может просто проснуться с заиканием. Он также может накапливаться со временем.
Сколько и как часто дети заикаются, сильно отличается от ребенка к ребенку. Некоторые дети заикаются лишь изредка в течение дня. Другие дети заикаются почти при каждом произнесенном слове. Заикание также может сильно меняться день ото дня, от недели к неделе или от месяца к месяцу. Иногда ребенок полностью перестает заикаться на несколько дней, недель или месяцев, а затем снова начинает заикаться.
Родители говорят, что определенные ситуации могут улучшить или ухудшить заикание у их детей. Например, если ребенок возбужден, устал или зол, он может больше заикаться.
Последствия заикания
Если ребенок заикается, он может чувствовать разочарование или смущение из-за того, как другие дети и взрослые (например, воспитатели или учителя) реагируют на то, как он говорит. Ваш ребенок может даже избегать разговоров или искажать речь, чтобы уменьшить заикание.
Но на самом деле заикание не влияет негативно на когнитивное развитие дошкольников. У заикающихся дошкольников могут быть точно так же развиты социальные навыки, что и у не заикающихся детей. Они не более застенчивы или замкнуты, чем дети их возраста, которые не заикаются.
Но если заикание продолжается и в начальной школе, это может стать проблемой. Дети младшего школьного возраста, которые заикаются, с меньшей вероятностью будут считаться лидерами у сверстников. Дети начальной школы и подростки, которые заикаются, могут не захотеть участвовать в обсуждениях в классе, а также с большей вероятностью будут подвергаться издевательствам по сравнению с детьми, которые не заикаются.
Заикание у подростков может вызывать сильное беспокойство. Они могут чувствовать себя застенчивыми, иметь более низкую самооценку или находить некоторые социальные ситуации сложными — например, выступать на публике или начинать личные отношения с противоположным полом.
Что делать, если ребенок заикается?
Если вы заметили, что у вашего ребенка заикание, важно обратиться за профессиональной помощью. Начните с обращения к логопеду. Логопед оценит заикание вашего ребенка и решит, лечить ли заикание вашего ребенка сразу или же выбрать тактику бдительного наблюдения и регулярно осматривать ребенка.
Некоторые дети «вырастают» из заикания самостоятельно, но в настоящее время нет способа узнать, какие дети это сделают. Всегда лучше проконсультироваться с логопедом, чем предполагать, что заикание у вашего ребенка пройдет само.
Логопеды используют комплексное лечение, которое может привести к хорошим результатам. В дополнение к занятиям у логопеда потребуются и ежедневные домашние занятия родителей с ребенком. Также ребенку необходимо положительное поведенческое подкрепление, когда он говорит без заикания. Обычно посещение логопеда требуется раз в неделю. Во время этих посещений логопед учит, как эффективно подкреплять достижения ребенка.
Лечение занимает разное время в зависимости от степени заикания у ребенка. Логопед будет работать над поиском способов сделать лечение органичной частью повседневной жизни, чтобы достичь наилучшего результата для ребенка.
Существует множество вариантов лечения заикающихся детей школьного возраста, и логопед может определить, какой из них лучше всего подходит для индивидуальных потребностей ребенка и семьи. Логопед также обычно работает вместе со школьным учителем, чтобы психологически поддержать ребенка в школе.